| |||||||||||||||||||||||||||
|
выступления педагога
Создание мотивов при изучении иностранного языка.
Есть хорошая народная мудрость: «Можно привести коня на водопой, но нельзя заставить его пить воду». Так и в школе, чтобы мы не делали, пока ученик сам не захочет научиться, мы его научить не сможем. Поиск новых педагогических технологий в преподавании иностранных языков связан с отсутствием у части учащихся положительной мотивации к овладению этим предметом. Задачами учителя становятся: 1. выяснение мотивов, наиболее значимых для учащихся; 2. определение условий, повышающих мотивацию учащихся; 3. формирование своего подхода к созданию мотивов при изучении иностранного языка. Мотивы бывают внешними (долг перед родителями, представление об учении как о пути к освоению мира и т.д.); узколичностными (деятельность ради оценки, выгоды); отрицательными (угроза, наказание, плохая оценка); внутренними (источником которых выступает осознанная познавательная потребность). Учебная деятельность побуждается иерархией мотивов: внешними, а главное, внутренними. В учебе особенно нужны мотивы интеллектуально-познавательного плана. Они понимаются как жажда знаний, стремление к расширению кругозора, к углублению знаний. При такой мотивации учащиеся осознанно справляются с трудностями. Но эти мотивы имеют место только тогда, когда созданы условия, позволяющие человеку ставить цель и добиваться ее. Другими словами, формирование мотивации это не перекладывание учителем в голову ученика уже готовых мотивов и целей учения. Формирование мотивов – это, прежде всего, создание условий для появления внутренних побуждений к учению. Что же нужно учитывать в первую очередь?
I. Этапы развития личности. В младших классах ведущим мотивом является сам процесс учения вообще, любознательность, а специфика психических процессов указывает на необходимость использование игровой деятельности, наглядности, частой смены видов работы. Использование творческих игр, особенно на сюжеты любимых книг и фильмом или из жизни детей, помогает реализации социальных интересов младших школьников. В 5 классе ведущим мотивом часто является расширение сферы общения, дети любят играть, сочинять, изображать героев. У подростков главным мотивом становится самоутверждение в коллективе, «потребность во взрослости», что часто приводит к конфронтации с учителем. В этом возрасте дети любят разные соревнования, испытания, конкурсы. А так как подростки стремятся к объединению в группы, то групповая работа, проект, взаимоконтроль прекрасно вписываются в структуру урока иностранного языка. В старшем школьном возрасте важна организация общения, связанного с жизнью, т.к. в этом возрасте усиливается реалистическая направленность, профессиональное самоопределение. II. Специфические особенности мальчиков и девочек. Учет различий интересов у мальчиков (спорт, техника, конкретные факты) и девочек (взаимоотношения людей, мода, проблемы эстетики, описание и т.д.) помогает стимулировать учение. В нашей школе деление на подгруппы идет с уроками трудового обучения, т.е. мальчики – девочки, и мотивация с опорой на специфические потребности мальчиков и девочек становится актуальной. III. Индивидуальные потребности: Сколько людей, столько и любимых увлечений, особенностей. Учет и использование этих интересов отражается на учебной деятельности. Я веду журнал «Acquaintance book», где записываю для себя сведения об учащихся, их хобби, семье и т.д. Беседа на уроке становится личностно-ориентированной, мотивированной; ребенок говорит о том, что ему интересно. Учитель может правильно спланировать урок, если он знает и учитывает - кто, где был на каникулах, были ли ребята в театре, участвовали ли в соревнованиях, есть ли в классе знатоки музыки и т.д. И не возникнет неловкая ситуация, когда учитель спрашивает: «Сколько лет твоему папе? Где работает твой папа?», а ученик молчит, потому что у него нет папы. IV. Общечеловеческие потребности 1) основа нового знания на уже изученное. Задача учителя – всегда, в любом материале и в организации учебного процесса находить новое. Степени сравнения прилагательных со ссылкой на урок русского языка, сведения с уроков географии, истории становятся по-новому интересными на английском языке. 2) Необычность подачи даже старого и скучного материала всегда побуждают школьников использовать его по-новому. 3) Практическая значимость и польза предлагаемых знаний на уроках иностранного языка в качестве языкового материала. «Только те знания, которые используются, закрепляются в нашем сознании» (Д. Карнеги). Я всегда стараюсь использовать материал, близкий учащимся: по теме «Город» – в первую очередь учимся говорить о родном городе – Вишневогорске; по теме «Профессия» – о профессиях родителей, о профессиях, нужных в Вишневогорске и т.д. Бывшие выпускники приносят мне контрольные вузов, в которых учатся. Ученики с интересом пробуют их выполнять - это же им нужно будет. И мы получаем отличную мотивацию к изучению грамматики. 4) Мотивация с помощью оценки самая востребованная и наиболее часто используемая. Я считаю, что ребенок должен получать оценку своей работы на каждом уроке, а иначе у него теряется стимул готовиться к каждому уроку. 5) Ситуация успеха – самый эффективный стимул познавательной деятельности. Она удовлетворяет потребность ребенка в самоуважении и повышении престижа. Задача учителя – создать эту ситуацию. Существует множество учебных стимулов: оценка; яркая, образная, выразительная речь учителя; словесная похвала: перспективы (практическое использование знаний в жизни); организация разноуровневой деятельности; коллективная деятельность; усложнение заданий (выход на креативный уровень); сравнение успехов ученика с его прежними результатами; анализ учебных результатов учащегося учителем; положительный пример и т.д. Наша задача - правильно и адекватно их использовать. При организации различных видов деятельности я стараюсь учитывать все эти моменты. При обучении произношению использую коммуникативный подход, т.е. беру произносительную сторону речи в реальном общении: диалоговые фразы, скороговорки, стихи, песни, выражения эмоционального состояния. В старших классах учим сонеты Шекспира, стихи Пушкина, проводим конкурсы на лучшего «диктора». При обучении чтению главное - сформировать навык техники чтения и, если чтение не вызывает затруднений, работа с текстом вызывает энтузиазм у детей. Для поддержания мотивации использую разные виды чтения вслух: хором, группой, в паре, шепотом, громко, нараспев и т.д. Я стараюсь вызвать интерес к читаемому: рассказываю интересные эпизоды из книги, об авторе; приношу газеты, журналы, проспекты, рекламу на английском языке; привожу примеры, где им пригодиться прочитанное – «вы участник телеигры и вам задали вот такой вопрос» или «на уроке географии вы можете это использовать в ответе» и т.д. Любой, даже самый слабый и немотивированный на изучение языка ученик, не откажется перевести интересную этикетку с какой-то вещи или несложную инструкцию. При обучении устной речи стараюсь использовать основную детерминанту общения – потребность в обмене информации, стараюсь добиться того, чтобы содержание соответствовало действительности: - У вас спрашивают дорогу на Аракуль, до нашей автобусной станции. - Какой на завтра прогноз погоды? - Сейчас идет сериал «Бедная Настя» расскажите о нем, нравится ли? - Вы были в театре в Озерске… - Расскажите о проблеме загрязнения нашего питьевого источника –озера Аракуль. С помощью этих и многих других моментов и создается мотивация на изучение иностранного языка. И я всегда помню истину, что «давя» на ребенка, не ставя ни во что мнение ребенка, учитель проигрывает и теряет все, что каким-то образом ему удалось наработать. Поэтому первоочередной задачей стоящей перед каждым учителем должно быть формирование мотиваций любой деятельности. Сама жизнь дает нам мотивационные моменты. А нам нужно их только увидеть и не упустить.
Некоторые методы и приемы работы учителя на уроках иностранного языка.
Главным в работе учителя я считаю создание мотивации изучения иностранного языка. «Можно привести коня на водопой, но нельзя заставить его пить.» Любой метод или приём будет неудачным, если ребёнок не захочет учиться. Это прописная истина, но мы часто о ней забываем. В первую очередь я стараюсь объяснить, почему мы выполняем ту или иную работу, что она даст ученику. 1. Перед началом изучения новой темы мы обсуждаем, что нового ученики узнают, где это пригодиться в жизни, нужно ли это изучать и в каком объеме и т.д. Например: темы «В магазине», «Семья», « Одежда» нужны в повседневной жизни, а для чего им изучать такие темы как «Живопись», «Театр»? На эти темы многие ученики не могут высказаться даже на русском языке. Вот здесь-то и надо убедить ребят в том, что и эти темы не менее важны для культурного человека ( для развития общего кругозора, для развития памяти и т. д.) 2.Я сразу определяю объем работы, виды работы, контроля, т. е. ученики сразу знают какие тексты им нужно будет перевести, какие диалоги выучить, какие рассказы приготовить. И все это они проходят разными темпами: кто-то уже все диалоги сдал, а кто-то не может выучить, но они все знают, что сдавать придется и они готовятся. 3. Как решить проблему проверки готовности учащихся к каждому уроку? Это- взаимопроверка, работа в парах, группах, карточки, письменный опрос, самооценка. Здесь надо знать ребят и доверять им. Обычно они оценивают объективно, а главное, все знают, что тебя непременно спросят и оценят, а самое главное то , что все ученики проговорили и прослушали изученный материал. 4. Во время вводной беседы я стараюсь выяснить, что ребята уже знают по этой теме; что хотели бы узнать; и, конечно, главная цель – заинтересовать, найти личностно-значимый для каждого ученика вопрос. Используются следующие методы и приемы: - беседа - аудирование текста ( Что уже знали? Что нового узнали?) - какие слова по теме вы уже знаете? ( «понятийное колесо или солнышко») - ассоциации ( город- ) - сравнение ( ВАШИНГТОН – МОСКВА)
5. Фонетическая зарядка. В начале учебного года провожу во всех классах на все звуки в виде заучивания наизусть стихов, зарифмовок, скороговорок, песен. В старших классах учим и фонетически отрабатываем сонеты Шекспира, стихи Пушкина на английском языке. 6. Речевую зарядку – провожу почти на каждом уроке: иногда в начале урока; иногда в виде разрядки, логического элемента и т. д. - беседа о вчерашнем дне, о телепередаче, важных событиях, погоде и т. д. - аудирование + беседа - описание картинок - погода или какое-то событие за окном - обсуждение какого-то поступка или человека ( Почему он всегда опаздывает? Или «Вчера я видела тебя в магазине. Что ты покупала, если не секрет?») 7.Чтение. Технику чтения отрабатываю до 11 класса. Провожу: - конкурсы на лучшего диктора - ситуативное чтение ( старая женщина попросила тебя прочитать рецепт, записку, объявление) 8. Проверка понимания прочитанного: - дословный перевод - литературный перевод- конкурс - комментированный перевод ( с разбором структур, сложных для перевода) -краткий пересказ текста на русском языке - рассказать чем закончилась история - рисунки к тексту, вопросы - план пересказа - пересказ на английском языке - инсценирование ( если в тексте много прямой речи) и т. д. 9. Работа над темой: - читают учебный текст - выписывают слова, которые не знают - фонетическая и лексическая отработка лексики ( box- office, booking-office, cash- register) т. е. вспоминают все известные слова синонимы, антонимы; обсуждают в каких ситуациях можно использовать - перевод с русского на английский язык - составление мини-высказывания с новой лексикой - домашнее задание – рассказ или диалог с новой лексикой - по окончанию изучения темы даю тему-образец для заучивания наизусть, без ошибок - в конце четверти провожу зачет по изученным темам или подтемам ( делаю билеты, а среди них счастливый билет, что придает зачету атмосферу игры в удачу и снижает напряжение и страх.) 10. Работа с грамматикой. В старших классах мы повторяем грамматический материал по сборнику упражнений Голицынского. Провожу уроки-консультации, на которых ребята выполняют упражнения, повторяют правила или получают индивидуальные консультации. - ребята по желанию выполняют упражнения дома ( 5-10) и сдают на проверку.
Технологии, используемые в моей работе: -объяснительно-иллюстративная - крупно-блочная - перспективно-опережающая - проблемное обучение - игровое обучение - технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала - внутриклассная дифференциация - уровневая дифференциация - индивидуализированное обучение - проектное - модульное обучение - развивающее обучение - технология коммуникативного обучения - игровые технологии, ориентированные на социализацию личности - технология мастерских ( передавать не информацию, а способы ее получения) - элементы технологии критического мышления - взаимоконтроль - технологии нестандартных уроков ( КВН, концерт, турнир и т. д.) - технология речетворчества - деятельностная технология - элементы ИКТ Эти и некоторые другие технологии используются в зависимости от уровня обученности класса, учебного материала, темы урока; а их разнообразие помогает поддерживать интерес к изучению иностранного языка.
Проблемное изучение материала (или озадачивание).
Цели: 1. Активизация мышления учащихся 2. формирование интереса к изучаемому материалу. Суть технологии: Постановка проблемы во время объяснения нового материала. Работа над проблемой не менее, а более важна чем решение. Главное, создать проблемную ситуацию: т. е. такое психическое состояние учащегося, испытывающего интеллектуальное затруднение, которое направляет его мыслительную деятельность на решение проблемы. Постановка проблемы не всегда приводит к проблемной ситуации, поэтому проблема должна быть конкретной, связанной с жизнью. Уровень сложности проблемы должен зависеть от уровня знаний учащихся. Если уровень знаний низкий – то ученик не сможет решить проблему. А если уровень знаний высокий - ученику нужна более сложная проблема. Варианты постановки проблемы. 1. Лекция: педагог сам ставит проблему и сам ее решает. (внутренняя активность учащихся) 2. Лекция-беседа. 3. Малые группы (альтернатива). Каждая группа защищает свою точку зрения, а педагог делает выводы. 4. Малые группы (решают разные проблемы по одной теме) 5. Мозговой штурм. 6. Генераторы – критики ( ставится проблема не требующая долгого обсуждения). Генераторы дают идеи, а критики обсуждают и выбирают лучшее решение.
Профильное обучение и предпрофильная подготовка, как одно из направлений модернизации школьной системы и фактор формирования личности.
Становление профильного обучения на старшей ступени общего образования является одним из приоритетных направлений модернизации системы общего образования в Российской Федерации. Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным, а профильное обучение – это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их потребностями, профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Профильное обучение и предшествующая ему предпрофильная подготовка – это две главные части одной системы – подготовки школьников к осознанному выбору своего профессионального пути. Они становятся главными, поскольку определяют конкретику выбора.
Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели: - обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования; - создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ; - способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями; - расширить возможности социализации учащихся. Обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Анкетирование и социальные опросы родителей и учащихся Вишневогорска показали наличие общественного запроса на профилизацию школы.
Эксперимент был начат в сентябре 2003 года. При переходе на профильное обучение помимо наличия общественного запроса были приняты во внимание следующие критерии: - готовность педагогического коллектива и родительской общественности школы к переходу на профильное обучение ( были проведены родительские собрания, конференция старшеклассников, заседание школьного совета, педсовет и приняты соответствующие решения.) - наличие квалифицированных педагогических кадров для ведения профильных курсов по учебным предметам, соответствующим заявляемому профилю – не ниже 1 квалификационной категории. Коллектив школы полностью соответствовал этому критерию: из 34 учителей – 5 человек имели высшую категорию, 26 – 1 категорию, 3 – 2 квалификационную категорию. Все учителя, работающие в старшем звене, креативные, опытные стажисты, с отличным творческим потенциалом. - наличие материально-технической базы, необходимой для ведения профильного обучения. У нас был компьютерный класс, оборудованные кабинеты физики и химии, биологии, оборудованные мастерские. - связи с различными профессиональными образовательными учреждениями, которые могли бы содействовать организации углубленной подготовки школьников по избранному профилю. На базе нашей школы обучалась группа Каслинского техникума, девочки-старшеклассницы посещали занятия по подготовке к профессии «Швея-мотористка» от Каслинского ГПТУ-18; некоторые ребята углубляли знания английского языка в воскресной школе Челябинской Ассоциации преподавателей английского языка, многие учащиеся посещали курсы от ЮУрГУ, Каслинского филиала политехнического института; имелся успешный опыт занятий на заочных курсах некоторых Московских ВУЗов. - наличие в школе опыта дифференцированного обучения, в том числе по углубленным учебным программам. Все педагоги школы владели методикой дифференцированного обучения, так как эта проблема являлась методической темой школы. Многие учителя брали тему дифференцированного обучения при защите на квалификационную категорию. - высокие образовательные результаты, показываемые учениками школы в предшествующие годы – по направлениям заявляемым к профилизации. И этому критерию наша школа вполне соответствовала. Основная масса выпускников успешно поступали в технические ВУЗы, где требовались хорошие знания математики, физики. Ребята занимали призовые места в районных олимпиадах, получали достаточно высокие баллы на ЕГЭ.
Таким образом школа была готова к переходу на профильное обучение.
В целях создания условий для реализации основных положений Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования была создана творческая группа учителей, которая разработала модель организации профильного обучения и предпрофильной подготовки, соответствующую условиям нашей школы. Была выбрана вторая модель организации профильного обучения - профильные классы; проведен значительный объем работ по выбору учащимися профилей обучения ( анкетирование, тестирование, собеседования с детьми и их родителями и т. д.). Желания учеников и возможности школы совпали – мы сформировали физико-математический класс и общеобразовательный класс. Через 2 года изменились условия – и мы сменили профиль на информационно- технологический. Была разработана процедура приема выпускников предпрофильных классов в профильные классы – принималось во внимание выбор ученика, его реальные возможности, образовательный рейтинг. Комплектование классов утверждалось на педсовете.
Первый этап реализации программы предполагал разработку вариантов учебных планов, программ, элективных и ориентационных курсов, тематического планирования ; освоение новых УМК; создание принципиально новой модели внутришкольного контроля, предполагающей диагностику эффективности образовательного процесса в классах нового типа, внедрение новых технологий и методик. Ведущим способом организации обучения должна стать групповая работа, проектная деятельность, домашние задания творческого характера. Меняется и характер межличностных отношений, мотивация учебной деятельности; формируется новая интеллектуальная среда; растет престиж знаний. Предпрофильная подготовка в 9 классе, включающая в себя информационную работу и профильную ориентацию через курс «Мой выбор» и элективные курсы, способствовала самоопределению выпускников основной школы. Элективные курсы разрабатывались учителями и проходили экспертизу на РМО.
Три года эксперимента выявили и положительные и отрицательные стороны нововведения. Главный итог работы – 96-98% наших выпускников поступают в высшие учебные заведения и успешно осваивают новые программы. Результаты ЕГЭ по математике говорят сами за себя: в 2004 году 65% одиннадцатиклассников сдали экзамен на 4-5; В 2005 году – 67%; в 2006 году – 62% Ребята активно участвуют в научно-исследовательской работе, участвуют в различных конкурсах и проектах, пополняя свой портфолио дипломами и грамотами. И все же оценка организации профильного обучения на основе этих формальных показателей невозможна. Результаты работы школы трудно поддаются формализации и описанию. Настоящую оценку может дать только время.
Главным минусом в организации профильного обучения мы считаем отсутствие специальных учебников для профильных классов. Элективные курсы, спецкурсы , справочную и дополнительную литературу должны разрабатывать специалисты совместно с педагогами-учеными, а не школьные загруженные учителя. Второй минус- это обязательная сдача ЕГЭ по математике. Чтобы хорошо его сдать, ученики – гуманитарии вынуждены заниматься дополнительно в ущерб занятиям по профилю.
И все же при всех своих плюсах и минусах профильное обучение сегодня востребовано и имеет свою нишу в разноуровневой системе образования. И если мы хотим ( а мы, учителя, ученики и родители, безусловно, стремимся к этому), чтобы оно совершенствовалось, нам нужно активнее обобщать и систематизировать накопленный опыт, анализировать неудачи и добиваться, чтобы мнение учителей – практиков принималось во внимание.
Юные таланты Вишневогорска
Творческий подход в решении различных проблем - необходимость, диктуемая современной жизнью. Школа, где ребенок проводит значительную часть своего времени, может и должна пробудить и развить это творческое начало. Известно, что каждый человек рождается с богатейшими творческими способностями. Почти каждый маленький ребенок – прирожденный творец. Но уже в начальной школе на природное творчество ребенка набрасывается узда традиционного школьного образования. Еще больше это усугубляется в старшей школе. Многие не могут реализовать свой творческий потенциал, потому что им никто и никогда не объяснял, как пользоваться естественными творческими навыками и как развить их. Одним из способов развития интеллектуально-творческих способностей учащихся, а также оптимизации процесса саморазвития и самореализации личности, на наш взгляд, стала организация научно-исследовательской деятельности школьников в рамках школьного научного общества (НОУ), которое мы назвали «Интеллект». При реализации данной программы перед нами встала задача : заинтересовать учащихся и педагогов в подобном виде деятельности. Мы столкнулись с проблемой: далеко не все педагоги готовы к совместной работе с учащимися в рамках исследовательских проектов. Следовательно, создав НОУ, мы должны были вести обучение исследовательской работе не только детей, но и их руководителей. Для всех учителей были проведены научно-практические семинары по основам исследовательской деятельности, оформлению работ и т.д. Но членами НОУ стали единицы: очень велики затраты времени и сил, а механизм поощрения еще не отработан. Школьное научное общество «Интеллект» включает в себя и учеников и педагогов-энтузиастов. На первых этапах работы шло взаимообучение: учителя давали консультации по предмету, дети помогали освоить компьютер. НОУ «Интеллект» функционирует на основе Положения, в котором определены задачи, содержание и формы работы, членство и структура. Мы разработали интересный сценарий заседаний, защиты проектов. В первый же год работы НОУ Хлабыстина София и Ложкина Татьяна приняли участие во Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ учащихся «Первые шаги» и получили дипломы. 8 проектов, разработанных учениками 8-9 классов, получили призы от комитета по делам молодежи района. 3 научно-исследовательские работы были отмечены сертификатами на региональной конференции « Интеллектуалы 21 века» в г. Челябинске. Ребята почувствовали, что они могут выступать не хуже их сверстников из больших городов, что и в Вишневогорске можно найти интересные и актуальные темы для исследований. А в 2006-2007 учебном году более 180 человек приняли участие в конкурсах и олимпиадах различного уровня. Выросло и научное общество «Интеллект». Была создана «Академия НОУ,» в которой все 11-классники под руководством учителя математики Трубниковой Н.А., работали над решением различных проблем. Некоторые исследования остались незаконченными и недостаточно разработанными, но их создатели все же получили необходимый опыт научно-исследовательской работы, научились ориентироваться в море информации и логически мыслить. Уже 14 работ были отправлены на региональный конкурс «Интеллектуалы 21 века», из них 8 исследований удостоились сертификатов. Были оформлены 6 работ на Всероссийский конкурс молодежных проектов, 79 человек приняли участие во Всероссийском конкурсе «Русский медвежонок», 67 человек - в олимпиаде по основам наук Уральского ФО; из них 8 человек завоевали право участвовать в III международном туре и в ноябре поедут в Екатеринбург продолжать бороться за победу. Деятельность НОУ находит поддержку не только в школе, но и у администрации Вишневогорского поселения и у руководства ГОКа. И это вполне объяснимо, т.к. ребята для исследования выбирают интересные темы, актуальные для поселка. Например: «Водоснабжение п.Вишневогорск», «Влияние условий жизни и окружающей среды на здоровье населения п.Вишневогорск», «Школьное питание», «Анализ и сегментация бытовых услуг поселка Вишневогорск: современное состояниеи перспективы развития», «Преодоление языкового барьера при деловом и неформальном общении работников Вишневогорского ГОКа с зарубежными партнёрами и т.д. Одна из первых членов НОУ Аня Петрашевич выступала на сессии депутатов по теме « Влияние ликвидации шахты «Капитальная» на ГРП» В октябре в ДК «Горняк» состоялось открытое отчетное заседание НОУ, куда пришли ученики, учителя, родители, глава Вишневогорского городского поселения Новиков В.Г., председатель совета депутатов Емельянов В.В., директор школы Юдина Н.Г. Бикбулатова Аня – председатель академии НОУ и Шалаева Оля в стихах, сопровождая показом слайдов, рассказали о работе НОУ; Члены академии исполнили гимн всех студентов «Гаудеамус » на латинском языке. Были показаны 2 презентации из тех, которые участвовали в Региональной конференции «Интеллектуалы XXI века»: Бикбулатовой Ани – «Проблема школьного питания» и Казанцева Маша озвучила презентацию Петрашевич Ани (Аня уже студентка в педагогическом университете) «Влияние ликвидации шахты «Капитальная» на ГРП». Глава поселка Новиков В.Г. приготовил подарки, благодарственные письма и теплые слова как детям, так и их родителям. А для НОУ «Интеллект» был сделан подарок в виде пачек бумаги, файлов и папок для оформления научно-исследовательских работ детей. 27 учеников и их родители стали героями этого праздника.Это семья Петрашевич, семья Хлабыстиных ( София заняла 1 место во Всероссийском конкурсе «Права ребенка – глазами детей), Красильниковых и Бреусовых ( их дочери стали дипломантами Областного форума «Зеленая планета») и другие. Белова Д., Озернова Л., Пленкин Т., МатвееваЛ., Чалый С. Клековкин Т. были награждены за хорошие результаты в олимпиаде УрФО; Забродина Н. - за победу в региональном конкурсе по информационным технологиям и т.д. Многие ребята являются участниками и победителями не одного конкурса. В конце заседания была проведена игра-конкурс «Подари идею». Самые интересные, неординарные и актуальные идеи лягут в основу тематики научно-исследовательских работ на этот учебный год. Очень радует, что на открытое заседание пришло много родителей. Это доказывает, что родители заинтересованы во взаимодействии со школой, хотят, чтобы их дети развивались интеллектуально, расширили свой кругозор, вышли за пределы поселка. Детям трудно обойтись без помощи родителей. Это и понимание важности занятий ребенка; помощь - как материальная (бумага, файлы, компьютер, оплата участия, поездок), так и психологическая – поддержать при неудаче, подбодрить при неуверенности, порадоваться победе. Некоторые родители становятся научными консультантами у своих детей ( Ободец Н.И., Ложкина О.П. и др.) Огромное спасибо хочется сказать всем учителям, которые помогают ребятам, руководят проектами. Эта работа ведется на добровольных началах, на чистом энтузиазме, требует много времени и сил. Учитель всю жизнь не только учит детей, но и учится сам. А в этом плане НОУ дает огромные возможности и для профессионального роста.
Талантами молодых будет прирастать слава и благополучие Вишневогорска и всей страны. А задача старших – вовремя заметить, вовремя поддержать и направить эти таланты.
Ковалева Н.И., зам. директора школы по УВР
Начало интеллектуального марафона
Создание условий, обеспечивающих всестороннее развитие детей и реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач современного общества. Наличие социального заказа способствует интенсивному росту количества олимпиад, конкурсов, различных творческих объединений и т.д. Прошла только первая четверть нового учебного года, а ребята Вишневогорской СОШ № 37 уже участвовали в нескольких олимпиадах. На День учителя, 5 октября, они сами подготовили и провели занятия в виде «Интеллектуального марафона» по всем предметам. Все ученики школы по желанию были разделены на разновозрастные группы по 15 предметам. Марафон начался одновременно по всем направлениям. Проверялись эрудиция, смекалка, умение найти решение любой задачи. Самые умные, эрудированные ученики получили медали и поощрения на школьной линейке. Основательно поработали и ученики – «учителя» ( ребята 9,10 классов – члены Академии школьного научного общества «Интеллект»). Они создали целые разработки сценариев. Эти сценарии продолжат серию сборников печатных работ детей «Творчество учащихся». Очень увлекательные и познавательные занятия провели: Красильникова Света, Матвеева Лена, Киселева Алена (9 класс, английский язык), Поляков Стас (география), Лосев Алеша ( ОБЖ) и т. д. Закончился интеллектуальный марафон - начался школьный этап предметных олимпиад: более 180 учащихся соревновались за право принять участие в районной олимпиаде. А осенние каникулы для некоторых ребят превратились в нескончаемую череду районных олимпиад по всем предметам. По нескольким предметам защищали честь школы и в тоже время проверяли свой уровень знаний Шахабутдинов Р.( призовые места по математике, физике, информатике), Показаньев М.( призовые места - информатика, история), Токарев М.( 1 место-математика), Чалый С.(математика, физика), Бикбулатова Аня (русский язык, английский язык), Казанцева Маша ( физика) и другие. 10 и 17 ноября 8 учеников, прошедших на III Международный тур третьей Олимпиады по основам наук в Уральском Федеральном округе, выезжали в г. Екатеринбург для участия в очном туре. Все они получили дипломы международного образца. Из них: Белова Дария (6б), получила два диплома за решение трудных задач по биологии и по математике; Озернова Лиза (6б) – диплом за решение трудных задач по биологии; Селезнев Артем (6б) и Матвеева Лена (9а) -дипломы за решение трудных задач по английскому языку, Чалый Сергей (9 кл.) прошел на III этап по трем предметам; Пленкин Тихон (7б) по двум предметам. Эта олимпиада имеет ряд привлекательных моментов: 1. дает возможность выйти на международный уровень, 2. участвуя в олимпиаде с 5 класса, ребята приобретают бесценный опыт участия в интеллектуальных турнирах высокого уровня, 3. ребята осваивают тестовый формат, что и ЕГЭ; выполняя задания на компьютере – развивают компьютерную грамотность, а самое главное – участие в олимпиадах поднимает интерес учащихся к изучению предмета, создает ситуацию успеха Конечно, участие в выездных олимпиадах требует дополнительных затрат и хлопот как для родителей, так и для школы. Но нам повезло в том, что успехи детей не безразличны взрослым. Учителя проводят консультации, дополнительные занятия в свое свободное время. С транспортом нам оказали помощь Воротников А.М. ( ВГОК), Гридин Н. И. (Маукский рудник), родители Смирнова Н.Н. и Ершов А.Н. Сейчас начинается первый этап этой же Олимпиады УрФО в новом учебном году. Мы надеемся, что количество участников будет еще больше, и результаты будут еще лучше. С 19 ноября началась предметная неделя математики, и вся школа погрузилась в занимательный мир чисел, задач, теорем. 26 ноября 30 учащихся 9-10 классов примут участие в Первой открытой Олимпиаде по русскому языку и физике, организованной Министерством Образования Челябинской области в г. Кыштым. А впереди еще много разнообразных конкурсов, конференций, олимпиад. И каждый ученик может выбрать соответствующее его склонностям, интересам, способностям.
Ковалева Н.И., зам. директора по УВР
Особенности управления педагогическим коллективом при вхождении в инновационную деятельность
Успех развития системы образования в значительной степени зависит от профессионализма педагогических кадров, их готовности к инновационному обновлению образовательного процесса. Эту готовность призвана обеспечивать методическая служба. Процесс обучения ставит своей целью научность детей общаться, понимать друг друга, мир и жизнь, принимать и исповедовать все правила нравственности. Научить этому педагога, диагностировать его психологическую готовность и успешность – это тоже важная задача методической службы. Следовательно, исследования и эксперимент, их форма и содержание становятся важным компонентом в обучении педагогов и создании активной творческой среды в школе. Задача руководителя – создать постепенно расширяющееся активное творческое педагогическое пространство. На пути к достижению этой цели можно использовать различные организационные формы деятельности и приемы. Объектом инновационного процесса становятся дети. Задача руководителей школы – свести отклонения от прогнозируемого результата до минимума, поэтому любой инновационный процесс в школе подлежит управлению. Как должна выглядеть технологическая цепочка управления инновационным процессом? - выяснение индивидуальных возможностей каждого учителя (диагностика) - выявления точек соприкосновения индивидуальных интересов - формирование области общих интересов у группы учителей и у всего педагогического коллектива в целом - формулирование общей проблемы школы и нескольких других проблем, решение которых волнует основную часть педагогического коллектива - планирование и организация деятельности по решению выбранной проблемы - осмысление итогов проделанной работы и приобретение личного опыта (рефлексия) Все это должно сопровождаться тщательным анализом содержания и результативности каждой части технологической цепочки управления и всей деятельности школы в целом. Например: 1. Анализ уровня образовательной подготовки 2. Характеристика уровней развития самостоятельной деятельности учащихся на учебных занятиях 3. Охват дополнительным образованием и различными формами обучения Весь процесс управления инновационного процесса можно представить в виде взаимосвязанных функциональных звеньев, которые образуют единый управленческий цикл. Недооценка какого-либо из функциональных элементов приводит к изменению всего процесса управления и снижению его конечных результатов.
Таблица управления
На пути стратегии системных изменений и введения инноваций администрация может столкнуться с такими трудностями: - не все административное звено воспринимает идеи инновации - необходимость постоянного совершенствования, прежде всего административной команды - умение объединить, свести воедино множественность точек зрения, порой противоположных идеям инноваций - невозможность преодолеть пассивность отдельных членов коллектива - сложность в выборе средств активизации деятельности педагогов - противоречия между принципом единоначалия и персональной ответственностью директора за результаты деятельности ОУ, необходимостью выполнения приказов вышестоящих инстанций, с одной стороны, и самостоятельностью позиций педагогического коллектива с другой. Трудность возникает и с правильным определением и формулировкой проблемы школы. Мы сформулировали нашу проблему так: « Создание образовательной среды в условиях полипарадигмальной школы с компетентностным подходом.»
С целью реализации задач, обеспечивающих развитие профессионализма педагогов в инновационном ОУ, научно-методическая служба планирует систему методических мероприятий.
Методические мероприятия по управлению развитием образовательного процесса в образовательном учреждении инновационного типа
1. создание нормативной базы управления Разработать Положение о порядке экономического и морального стимулирования деятельности творчески и профессионально работающих педагогов. Разработать меры по развитию научно-исследовательской деятельности учащихся школы, в т.ч. технического, литературного, художественного, эстетического, театрального и других видов творчества. Разработать проекты: - «О системе мониторинга и прогнозирования состояния здоровья детей в школе»; - «О развитии творческих способностей одаренных детей»; - «Управление качеством образования»; - «Создание единого информационного образовательного пространства». Разработка положения о портфолио. Подготовка аналитических, экспертных материалов по аттестации педагогических кадров. Разработка и утверждение порядка проведения общешкольных массовых мероприятий с учащимися по различным видам деятельности. Создать компьютерную базу данных о нормативных актах, методических рекомендациях федерального уровня по модернизации и развитию сферы образования. 2. Методическая работа с руководителями методических объединений и педагогами Провести школьный конкурс «Учитель года», Фестиваль педагогических инноваций. Разработать систему методических занятий в рамках методической службы школы (МО, НОУ,). Провести научно-практическую конференцию по актуальным вопросам развития системы образования в учреждении инновационного типа. 3. Научное обеспечение Доработать концепцию развития образования в ОУ инновационного типа с учетом требований Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы. Разработать методические рекомендации по осуществлению научно-педагогической, психолого-социальной поддержки сопровождение развития детей в учреждении образования инновационного типа. Определить перечень актуальных тем научно-исследовательской работы педагогов и учащихся для дальнейшего развития системы образования в OУ ( методических объединениях, научных обществах учащихся). Организовать подготовку научно-методического сборника материалов по приоритетным направлениям деятельности системы образования школы. 4. Программно-методическое и информационное обеспечение 5. Подготовить к изданию сборник лучших научно-исследовательских работ учащихся, занявших призовые места в различных конкурсах, олимпиадах, конференциях городского, регионального, федерального, международного уровней. Разработать примерные требования к образовательным программам: - повышенного уровня; - элективных курсов профильного обучения; - элективных курсов предпрофильного обучения. Подготовить к изданию сборник творческих работ педагогов школы по актуальным темам развития образования в школе. Провести конкурс образовательных проектов (индивидуальных программ, развивающих технологий и методик) педагогов. Обобщить материалы по апробации дистанционных форм обучения на экспериментальной площадке в школе. Форма — видеоматериалы, информационно-педагогические модули, сборник работ учащихся и учителей, развивающие и обучающие программы. Продолжить пополнение Банка педагогических данных материалами педагогов: «Организация научной работы учащихся», «Работа с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время», -Система эстетического воспитания младших школьников», «Интеллектуальное воспитание младших школьников», «Здоровье-сберегающие технологии», «Творческое развитие на уроках в начальной школе», «Технология подготовки дошкольников к обучению». Разработать контрольно-измерительные материалы по всем предметам (профильным, базовым) с целью подготовки к ЕГЭ. Обобщить и представить в Банк данных. Разработать модульные Педагогические советы психологической направленности: об особенностях развития интеллектуальной сферы учащихся на различных возрастных этапах; перегрузки и эмоциональное состояние учащихся; бесконфликтное управление образовательным процессом. Разработать методические рекомендации по совершенствованию организации, содержанию и деятельности методических структур (МО, творческие группы, НОУ). Продолжить выпуск газеты: «Десяточка» и сборника « Творчество учащихся», «Россыпи педагогической мудрости».
Проанализировав факторы, стимулирующие и тормозящие творческое развитие педагогов, можно определить, на чем в первую очередь необходимо сосредоточить управленческие решения.
Начало интеллектуального марафона
Создание условий, обеспечивающих всестороннее развитие детей и реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач современного общества. Наличие социального заказа способствует интенсивному росту количества олимпиад, конкурсов, различных творческих объединений и т.д. Прошла только первая четверть нового учебного года, а ребята Вишневогорской СОШ № 37 уже участвовали в нескольких олимпиадах. На День учителя, 5 октября, они сами подготовили и провели занятия в виде «Интеллектуального марафона» по всем предметам. Все ученики школы по желанию были разделены на разновозрастные группы по 15 предметам. Марафон начался одновременно по всем направлениям. Проверялись эрудиция, смекалка, умение найти решение любой задачи. Самые умные, эрудированные ученики получили медали и поощрения на школьной линейке. Основательно поработали и ученики – «учителя» ( ребята 9,10 классов – члены Академии школьного научного общества «Интеллект»). Они создали целые разработки сценариев. Эти сценарии продолжат серию сборников печатных работ детей «Творчество учащихся». Очень увлекательные и познавательные занятия провели: Красильникова Света, Матвеева Лена, Киселева Алена (9 класс, английский язык), Поляков Стас (география), Лосев Алеша ( ОБЖ) и т. д. Закончился интеллектуальный марафон - начался школьный этап предметных олимпиад: более 180 учащихся соревновались за право принять участие в районной олимпиаде. А осенние каникулы для некоторых ребят превратились в нескончаемую череду районных олимпиад по всем предметам. По нескольким предметам защищали честь школы и в тоже время проверяли свой уровень знаний Шахабутдинов Р.( призовые места по математике, физике, информатике), Показаньев М.( призовые места - информатика, история), Токарев М.( 1 место-математика), Чалый С.(математика, физика), Бикбулатова Аня (русский язык, английский язык), Казанцева Маша ( физика) и другие. 10 и 17 ноября 8 учеников, прошедших на III Международный тур третьей Олимпиады по основам наук в Уральском Федеральном округе, выезжали в г. Екатеринбург для участия в очном туре. Все они получили дипломы международного образца. Из них: Белова Дария (6б), получила два диплома за решение трудных задач по биологии и по математике; Озернова Лиза (6б) – диплом за решение трудных задач по биологии; Селезнев Артем (6б) и Матвеева Лена (9а) -дипломы за решение трудных задач по английскому языку, Чалый Сергей (9 кл.) прошел на III этап по трем предметам; Пленкин Тихон (7б) по двум предметам. Эта олимпиада имеет ряд привлекательных моментов: 1. дает возможность выйти на международный уровень, 2. участвуя в олимпиаде с 5 класса, ребята приобретают бесценный опыт участия в интеллектуальных турнирах высокого уровня, 3. ребята осваивают тестовый формат, что и ЕГЭ; выполняя задания на компьютере – развивают компьютерную грамотность, а самое главное – участие в олимпиадах поднимает интерес учащихся к изучению предмета, создает ситуацию успеха Конечно, участие в выездных олимпиадах требует дополнительных затрат и хлопот как для родителей, так и для школы. Но нам повезло в том, что успехи детей не безразличны взрослым. Учителя проводят консультации, дополнительные занятия в свое свободное время. С транспортом нам оказали помощь Воротников А.М. ( ВГОК), Гридин Н. И. (Маукский рудник), родители Смирнова Н.Н. и Ершов А.Н. Сейчас начинается первый этап этой же Олимпиады УрФО в новом учебном году. Мы надеемся, что количество участников будет еще больше, и результаты будут еще лучше. С 19 ноября началась предметная неделя математики, и вся школа погрузилась в занимательный мир чисел, задач, теорем. 26 ноября 30 учащихся 9-10 классов примут участие в Первой открытой Олимпиаде по русскому языку и физике, организованной Министерством Образования Челябинской области в г. Кыштым. А впереди еще много разнообразных конкурсов, конференций, олимпиад. И каждый ученик может выбрать соответствующее его склонностям, интересам, способностям.
Особенности управления педагогическим коллективом при вхождении в инновационную деятельность
Успех развития системы образования в значительной степени зависит от профессионализма педагогических кадров, их готовности к инновационному обновлению образовательного процесса. Эту готовность призвана обеспечивать методическая служба. Процесс обучения ставит своей целью научность детей общаться, понимать друг друга, мир и жизнь, принимать и исповедовать все правила нравственности. Научить этому педагога, диагностировать его психологическую готовность и успешность – это тоже важная задача методической службы. Следовательно, исследования и эксперимент, их форма и содержание становятся важным компонентом в обучении педагогов и создании активной творческой среды в школе. Задача руководителя – создать постепенно расширяющееся активное творческое педагогическое пространство. На пути к достижению этой цели можно использовать различные организационные формы деятельности и приемы. Объектом инновационного процесса становятся дети. Задача руководителей школы – свести отклонения от прогнозируемого результата до минимума, поэтому любой инновационный процесс в школе подлежит управлению. Как должна выглядеть технологическая цепочка управления инновационным процессом? - выяснение индивидуальных возможностей каждого учителя (диагностика) - выявления точек соприкосновения индивидуальных интересов - формирование области общих интересов у группы учителей и у всего педагогического коллектива в целом - формулирование общей проблемы школы и нескольких других проблем, решение которых волнует основную часть педагогического коллектива - планирование и организация деятельности по решению выбранной проблемы - осмысление итогов проделанной работы и приобретение личного опыта (рефлексия) Все это должно сопровождаться тщательным анализом содержания и результативности каждой части технологической цепочки управления и всей деятельности школы в целом. Например: 1. Анализ уровня образовательной подготовки 2. Характеристика уровней развития самостоятельной деятельности учащихся на учебных занятиях 3. Охват дополнительным образованием и различными формами обучения Весь процесс управления инновационного процесса можно представить в виде взаимосвязанных функциональных звеньев, которые образуют единый управленческий цикл. Недооценка какого-либо из функциональных элементов приводит к изменению всего процесса управления и снижению его конечных результатов.
Таблица управления
На пути стратегии системных изменений и введения инноваций администрация может столкнуться с такими трудностями: - не все административное звено воспринимает идеи инновации - необходимость постоянного совершенствования, прежде всего административной команды - умение объединить, свести воедино множественность точек зрения, порой противоположных идеям инноваций - невозможность преодолеть пассивность отдельных членов коллектива - сложность в выборе средств активизации деятельности педагогов - противоречия между принципом единоначалия и персональной ответственностью директора за результаты деятельности ОУ, необходимостью выполнения приказов вышестоящих инстанций, с одной стороны, и самостоятельностью позиций педагогического коллектива с другой. Трудность возникает и с правильным определением и формулировкой проблемы школы. Мы сформулировали нашу проблему так: « Создание образовательной среды в условиях полипарадигмальной школы с компетентностным подходом.»
С целью реализации задач, обеспечивающих развитие профессионализма педагогов в инновационном ОУ, научно-методическая служба планирует систему методических мероприятий.
Методические мероприятия по управлению развитием образовательного процесса в образовательном учреждении инновационного типа
1. создание нормативной базы управления Разработать Положение о порядке экономического и морального стимулирования деятельности творчески и профессионально работающих педагогов. Разработать меры по развитию научно-исследовательской деятельности учащихся школы, в т.ч. технического, литературного, художественного, эстетического, театрального и других видов творчества. Разработать проекты: - «О системе мониторинга и прогнозирования состояния здоровья детей в школе»; - «О развитии творческих способностей одаренных детей»; - «Управление качеством образования»; - «Создание единого информационного образовательного пространства». Разработка положения о портфолио. Подготовка аналитических, экспертных материалов по аттестации педагогических кадров. Разработка и утверждение порядка проведения общешкольных массовых мероприятий с учащимися по различным видам деятельности. Создать компьютерную базу данных о нормативных актах, методических рекомендациях федерального уровня по модернизации и развитию сферы образования. 2. Методическая работа с руководителями методических объединений и педагогами Провести школьный конкурс «Учитель года», Фестиваль педагогических инноваций. Разработать систему методических занятий в рамках методической службы школы (МО, НОУ,). Провести научно-практическую конференцию по актуальным вопросам развития системы образования в учреждении инновационного типа. 3. Научное обеспечение Доработать концепцию развития образования в ОУ инновационного типа с учетом требований Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы. Разработать методические рекомендации по осуществлению научно-педагогической, психолого-социальной поддержки сопровождение развития детей в учреждении образования инновационного типа. Определить перечень актуальных тем научно-исследовательской работы педагогов и учащихся для дальнейшего развития системы образования в OУ ( методических объединениях, научных обществах учащихся). Организовать подготовку научно-методического сборника материалов по приоритетным направлениям деятельности системы образования школы. 4. Программно-методическое и информационное обеспечение 5. Подготовить к изданию сборник лучших научно-исследовательских работ учащихся, занявших призовые места в различных конкурсах, олимпиадах, конференциях городского, регионального, федерального, международного уровней. Разработать примерные требования к образовательным программам: - повышенного уровня; - элективных курсов профильного обучения; - элективных курсов предпрофильного обучения. Подготовить к изданию сборник творческих работ педагогов школы по актуальным темам развития образования в школе. Провести конкурс образовательных проектов (индивидуальных программ, развивающих технологий и методик) педагогов. Обобщить материалы по апробации дистанционных форм обучения на экспериментальной площадке в школе. Форма — видеоматериалы, информационно-педагогические модули, сборник работ учащихся и учителей, развивающие и обучающие программы. Продолжить пополнение Банка педагогических данных материалами педагогов: «Организация научной работы учащихся», «Работа с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время», -Система эстетического воспитания младших школьников», «Интеллектуальное воспитание младших школьников», «Здоровье-сберегающие технологии», «Творческое развитие на уроках в начальной школе», «Технология подготовки дошкольников к обучению». Разработать контрольно-измерительные материалы по всем предметам (профильным, базовым) с целью подготовки к ЕГЭ. Обобщить и представить в Банк данных. Разработать модульные Педагогические советы психологической направленности: об особенностях развития интеллектуальной сферы учащихся на различных возрастных этапах; перегрузки и эмоциональное состояние учащихся; бесконфликтное управление образовательным процессом. Разработать методические рекомендации по совершенствованию организации, содержанию и деятельности методических структур (МО, творческие группы, НОУ). Продолжить выпуск газеты: «Десяточка» и сборника « Творчество учащихся», «Россыпи педагогической мудрости».
Проанализировав факторы, стимулирующие и тормозящие творческое развитие педагогов, можно определить, на чем в первую очередь необходимо сосредоточить управленческие решения.
| ||||||||||||||||||||||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |